Фото: iStock «Конкретные параметры предусмотренных экспериментом механизмов, в том числе системы торговли, разрабатываются и будут уточняться в соответствующих нормативных актах», — уточнил Бобылев. По его словам, в мире практикуются различные форматы торговли углеродными единицами: системы выпуска «углеродных кредитов» на добровольной основе, cap-and-trade с торговлей квотами в рамках установленного лимита, baseline-and-credit, где нормы выбросов установлены на предприятие, а единицы выпускаются за добровольные проекты и продаются «нарушителям» для покрытия излишков выбросов.
«Вместе с экспертами и властями области мы проанализируем лучшие мировые практики и структуру выбросов и поглощений парниковых газов на Сахалине и подберем наиболее подходящий вариант с учетом региональной специфики и поставленных задач», — сказал Бобылев.
Ранее Правительство утвердило «дорожную карту» эксперимента, проводиться который будет на территории Сахалинской области. Предусматривается проведение региональной инвентаризации выбросов и поглощения парниковых газов, создание инфраструктуры поддержки климатических проектов, а также подготовка проекта соответствующего федерального закона. Тема углеродного регулирования стала особенно актуально после планов ЕС по введению трансграничного углеродного сбора. Совокупные потери российского экспорта от его действия могут составить к 2030 году до 50 млрд евро. Более всего от его введения может пострадать отечественная металлургия, угольная промышленность и нефтегазовая отрасль. Нововведение сократит прибыль от экспорта в Европу плоского металлопроката, который используется в производстве автомобилей, станков и строительстве, в среднем более чем на 40%. Непосредственно затронуты налогом окажется экспорт химической и бумажной продукции, а также азотных удобрений (здесь прибыль сократится на 40-65%). Сгладить негативное воздействие на российскую экономику трансуглеродного сбора получится, если Россия добьется, что при расчете суммы налога будет учитываться поглощающий углерод потенциал российских лесов. Но и это не отменяет, что в стране должна заработать своя система учета выбросов и торговли углеродными единицами, синхронизированная с мировыми требованиями. Именно ее решили опробовать на Сахалине. По мнению Петра Бобылева, климатические проекты в нашей стране, в том числе на Сахалине, могут быть привлекательны для зарубежных игроков в силу низких издержек и потенциала поглощений наших лесов. «Преимуществом Сахалинской области является соседство со странами, где реализуются собственные национальные и региональные системы выпуска углеродных единиц — Япония, Китай, Южная Корея, — считает он. — Принятая дорожная карта предусматривает проработку вопроса об интеграции сахалинской системы торговли с зарубежными системами, будем работать в этом направлении вместе с коллегами из МИДа и руководства Сахалинской области», — сказал Бобылев. Также в свете возможных трансграничных углеродных сборов и торговли выбросами CO2 весьма важно, что новый президент США Джозеф Байден собирается вернуться в Парижское соглашение, которое регулирует меры по снижению выбросов углекислого газа в атмосферу. «Если эти планы будут осуществлены, методики расчета и структура установления ставки налога будет согласовываться ещё и с США», — говорит основатель научного проекта в области повышения энергоэффективности и снижения выбросов в атмосферу «Ансельм» Максим Канищев. По его мнению, с учетом современных геополитических реалий вряд ли это окажется благом для нашей страны.
Источник: rambler.ru